Монастырь на вершине Ильяс-Кая


Вершина Ильяс –Кая , или Святого Ильи ( 681 метр ), - наивысшая точка всего Лаатра. Величественный утес, напоминающие нос каменного корабля , доминирует над всей Ласпинской долиной . Дорога туда поднимается через лес от усадьбы Ласпинского лесничества . Неспешный подъем проходит через развалины построек обширного позднесредневекового поселения , собственно деревни Ласпи , покинутой жителями в 1778 году , при переселении местных христиан в Приазовье. Несколько восточнее и выше дороги руин деревни непременно привлечет внимание группа отдельных скал , имеющих вид вертикально стоящих зубцов , называемых Тышлар ( в переводе с тюрского « зубы»). В старых изданиях их также называют Сахорные головки , они прекрасно просматриваются и с трассы Ялта – Севастополь . Интереснее всего они выглядят , когда смотришь на них сверху, со склона горы Ильяс – Кая. Выделяясь на фоне леса , расположенные почти правильным кольцом , гигантские вертикально стоящие глыбы производят впечатление едва ли не рукотворной мегалитической постройки , на манер британского Стоунхенджа , капища неведомых древних народов .Окружающий ландшафт вполне соответствует подобным настроениям . Однако Тышлар - это затейливое строение природы . В 1834 годы на французиком языке путеводителя по Крыму К. Монтандону было известно , что на вершине Святого Ильи « можно осмотреть остатки маленькой часовни » и что не давно там нашли « колонну с капителью неправильного ордера ». В сезон 1966 года археологов ожидали здесь интересные находки . Археологическим отрядом под руководством Е.А. Паршиной были исследованы руины укрепленного средневекового монастыря Х- ХХ1 веков , располагавшегося на северном склоне гребня горы Ильяс – Кая были отмечены остатки оборонительной стены , ныне имеющей вид задернованного каменного вала. Ее толщина превышала метр , а высоту по мощности развала приблизительно можно оценить метра в три- четыре. Стена перегораживала единственный удобный подход к склону горы, на котором располагалась группа небольших , но вполне основательных , сложенных с применением известкового раствора и крытых черепицей построек . Предположительно , тут располагался десяток маленьких аккуратных келий. Над ними , на гребне горы , менее чем в 50 метрах от ее вершины стоял храм. Над Чертовой Лестницей От Форосского храма не будем спускается вниз , а проедем километров пять по старому шоссе прямо под величественными обрывами Байдаро – Кастропольской стены , до горного прохода Шайтан – Мердвень. Ориентиром послужат мостик через пересыхающий водоток и пара печальных солдатских могил по правую руку от шоссе. Мы окажемся у подножия кулуара промеж двух величественных утесов – западного Мердвень – Каясы (886,5 метра ) и восточного Балчик – Кая. Отсюда нам предстоит двадцатиминутное восхождение по извилистым маршам древней дороги , чтобы добраться до развалин очередного средневекового укрепления , известного как Исар- Кая , или Мердвень – Исар. Нелишне сосредоточиться , чтобы не сбиться с маркировки маршрута. Скалы влево и вправо малодоступны для восхождения . Не пугайтесь , нам не на самых верх , а на второй из тех мысов , что пониже к востоку от перевала. Путь через Чертову Лестницу напоминает, по меньшей мере, в неполитическое время, иначе с чего бы там взяться характерным каменным орудиям из кремня и полудрагоценного халцедона. Еще активнее использовался перевал и последующие века. В средние века Чертова Лестница представляла собой прихотливо извивающийся серпантин узкой дороги .ЕЕ крутые марши поддерживались внушительными , выложенными из камня подпорными стенами - крепидами . До сих пор кое –где сохранились остатки вымосток и подсыпок щебнем . Дорога была пригодна для передвижения лошади под вьюком . а возможно ,и легких двухколесных повозок. Путешественники Х1Х столетия застали марши дороги уже в полуразрушенном состоянии, иначе А.С Пушкина не пришлось бы здесь забавляться пешим подъемом , держась за хвост татарской лошадки. Взобравшись на перевал (580 метров ), отдышавшись , с удовлетворением оглядев проделанный путь и открывшийся замечательный пейзаж , отправимся по натоптанной тропе на право . Минуем первый безыменный скальный мыс , проследуем вдоль обрыва еще метров двести и уткнемся в развал крепостной стены. Некогда эта была компактная и аккуратная построенная крепостца. С юга и с запада крепостная площадка окружена обрывами метров в 30-40 , подходы с севера м востока доступны , здесь и были устроены крепостные стены , огораживавшие территорию где- то метров 70 на 50 . Две куртины , упираясь фланками в обрывы , сходили почти под прямым углом. Восточная стена имеет некоторый изгиб наружу. В ней вроде как прослеживается воротный проем , утроенный как- то уж очень незатейливо . Создается впечатление ,что он недостаточно защищен. С севера вдоль стены к нему шла колесная дорога. На углу ,в месте сопряжения стен , возвышалась небольшая прямоугольная башня монолитной конструкции без внутреннего помещения. До раскопок ее развал напоминал остатки мощного контрфорса, подпиравшего исходящий угол стены , так и изображенный на планах укрепления , попадающихся в популярной литературе. Более солидная башня стояла на примыкающем к обрыву фланге северной куртины. В плане она также была прямоугольной ,ее реконструированный размер 5 на 7 метров. Укрепления были возведены из грубо околотых камней среднего размер , уложенных с соблюдением рядов кладки на крепком известковом растворе .Местами стены сохранились на высоту более двух метров , однако мощный раскаты камня ныне придают ей вид вала . Прежнею высоту стен исследователи памятника оценивают в 6- 8 метров . при толщине у основания до 2.5 метров . Вдоль стены шел боевой ход , вероятно прикрытый зубчатым парапетом . Внутри укрепления заметны руины открытых раскопами помещений , примыкавших к стенам . В западной части крепостцы – пара построек , стоящих отдельно . И фундамент маленькой церкви. По – видимому ,источников воды внутри укрепления не было . Хотя скальные расщелины к востоку и к западу значительную часть времени года обводнены , и , возможно , обитатели укрепления знали способ, как добраться до них и при неблагоприятных обстоятельствах . Когда же они пересыхали , гарнизону приходилось полагаться только на заблаговременно созданные запасы. Исследования показали, что этому укреплению был отпущен недолгий срок жизни. Вся его история от строительства до гибели в пожаре укладывается в пределы Х111 века. О значении укрепления единства мнений нет. Его называют и замком, и сторожевой крепостью. Если исходить из характерных особенностей планировки , замком его , конечно , можно назвать , но очень сомнительно , что он был обиталищем некоего местного владетеля. Все же наиболее вероятной причиной его возведения была необходимость контроля над популярным горным проходом.

Полезное
Мы в социальных сетях
Новые статьи