Легенды Крыма


Фонтан слез Бахчисарайского дворца

Свиреп и грозен был хан Крым-Гирей. Никого он не щадил и не жалел. К трону пришел кровожадный хан через горы трупов. Власть и слава заменяли ему все - и любовь, и ласку, и даже деньги. А в народе говорили, что у Крым-Гиря нет сердца.
Но приходит закат человека, постарел некогда могучий хан. Ослабело сердце хана и вошла в него любовь.
Однажды в гарем к хану привезли невольницу, маленькую худенькую девушку. Деляре ее звали.
Деляре не согрела лаской и любовью старого хана, а все равно полюбил ее Крым-Гирей. И впервые за долгую жизнь свою он почувствовал, что сердце болеть может, страдать и радоваться.
Недолго прожила Деляре. Зачахла в неволе, как нежный цветок, лишенный солнца.
Когда любимая уходит из жизни, сердце плачет кровью. Понял хан, как трудно бывает человеческому сердцу.
Вызвал Крым-Гирей мастера Омера и сказал ему:
- Сделай так, чтобы камень через века пронес мое горе, чтобы камень заплакал, как плачет мужское сердце.
Долго слушал Омер и думал: как из камня сделаешь слезу человеческую?
- Но если твое сердце заплакало, - сказал он хану, - заплачет и камень. Люди узнают, какими бывают мужские слезы...
На мраморной плите вырезал Омер лепестки цветка. А в середине цветка высек глаз человеческий, из него должна была упасть на грудь камня тяжелая мужская слеза, чтобы жечь ее, не переставая, годы и века. Чтобы слеза набегала в человеческом глазу и медленно катилась, как по щекам и груди, из чашечки в чашечку.
И еще вырезал Омер улитку - символ сомнения. Знал он, что сомнение гложет душу хана: зачем нужна была ему вся его жизнь - веселье и грусть, любвь и ненависть, зло и добро.
Стоит до сих пор фонтан и плачет, плачет день и ночь...



Сказание о царице Феодоре.


Давно это было, много веков прошло с тех пор, а память народная передает из поколения в поколение предание о славной и мужественной красавице Феодоре - царице Сугдейской. Дала Феодора обет безбрачия, чтобы все свои силы направить на благо своего царства. С детских лет Феодора росла вместе с двумя сыновьями одного из местных князей - близнецами Ираклием и Константином. С возрастом детская привязанность к Феодоре перешла у юношей в чувство любви. Соперничество в любви поссорило братьев.
Ираклий затаил мысль: или любой ценой овладеть Феодорой, а вместе с ней и властью над страной, или погубить Феодору. Второй брат - Константин был добр и честен. Он не искал власти, его желанием было находиться рядом с любимой и помогать ей.
Ираклий решился на предательство. Пробравшись в Кафу, он убедил генуэзского консула напасть на Сугдею, обещая помочь при взятии города. В уплату за свое вероломство изменник потребовал отдать ему Феодору.
...Два месяца длилась кровопролитная битва. Во главе защитников города были Феодора и Константин. Но силы были неравными. Враги одолевали. Феодора, Константин с частью воинов и жителей бежали на запад и укрылись в крепости Алустон.
Вскоре кафийцы начали осаду Алустона. Видя, что города не удержать, Феодора вывела из Алустона воинов и жителей, и они скрылись на Кастель-горе.
Но генуэзцы и здесь настигли беглецов. С помощью предателя-Ираклия они проникли в крепость. Но изменник был разоблачен и убит бесстрашной Феодорой. Враги не знали пощады от ее меча. Но слишком неравные были силы... Пала Кастель.
На юго-западном склоне горы и сейчас еще видны темные полосы.
Это, как передает народная молва, ручьи запекшейся крови защитников крепости, павших в битве во главе со славной своей царицей, девушкой-воином Феодорой.

 

О скалах Дива, Монах и Кошка в Симеизе

В те далекие времена Южный берег был покрыт дремучим лесом, но селения уже соединились узкими тропинками.
Среди безлюдных скал Симеиза поселился отшельник. Много страшного было занесено в книгу дней этого человека. Он долгие годы огнем и мечем разорял города, жег селения, усеивая свой путь трупами беззащитных стариков, женщин и детей. Особенно много было на его совести девушек: их захватывал он и себе на утеху, и для продажи в неволю.
Ужасные видения долго мучили этого человека. Миновали годы. В конце концов люди забыли прошлое отшельника. В народе прослыл он мудрым. Многое из своей жизни забыл и сам старик. И стал считать, что никаких преступлений не совершал, никакого раскаяния перед людьми испытывать не должен.
Дьявол и злой дух не могли спокойно относиться к незаслуженной славе старика. Ведь он был им сродни - грабитель и убийца. Им стало обидно.
Начали они искать какую-нибудь старую склонность в старике. И нашли... Обернулся дьявол кошкой. В ненастную ночь стал проситься в пещеру отшельника.
Сжалился старик, пустил кошку в тепло. И прижилась кошка в пещере. Но однажды разъярился старик, схватил кошку за хвост и вышвырнул из пещеры... Засмеялись дьявол и злой дух от удовольствия: заставили отшельника показать свою истинную душу.
Наступила очередь злого духа. Обернулся он красивой девушкой. И когда однажды старик закинул сеть в море, злой дух юркнул в нее. Вытащил отшельник сеть на берег, а в ней не рыба, а девушка. Вздохнула красавица, вскинула руки на плечи старика и крепко поцеловала его. Проснулось в отшельнике прошлое. Жадно привлек он красавицу к себе...
Опять засмеялись дьявол и злой дух. Но не стерпели добрые силы надругательства над тем, что свято для рода человеческого: над семейным очагом и чистой любовью. И в наказание превратили всех трех в камень...
И с той поры стоит у моря скала Дива, не спускает глаз с нее скала Монах, а за ними, словно сторожит их, гора Кошка.
Зимой 1931 года во время сильного шторма верхняя часть скалы Монах была разрушена прибоем, и теперь от Монаха остались лишь бесформенные обломки.

О пещере Тысячеголовая (Бинбаш-коба)  

Давным-давно, много веков тому назад, на южный берег Крыма хлынули толпы хорошо вооруженных кочевников.
Мирные жители южного берега, не знавшие что такое насилие, очутились в рабстве. Жестокие поработители отняли у трудолюбивых людей все: честь, свободу, плоды их труда.
Три года безнаказанно господствовали пришельцы в южных селениях. И переполнилась чаша народного терпения. Собрались однажды самые смелые, и начали думать, как сбросить ненавистное ярмо...
Пока шел тайный сговор, с моря надвигалась опасность. У берегов появились корсары, известные своими опустошительными набегами.
Испуганные поработители, не желая вступать с корсарами в бой и подвергать свою жизнь опасности, вооружили рабов и приказали защищать свою землю.
Заняв все прибрежное пространство, рабы зорко следили за вражескими кораблями, не давая им возможности приблизиться к берегу и высадить грабителей.
Когда опасность миновала, поработители спустились с гор, откуда они наблюдали за сражением, и решили в честь победы устроить небывалое пиршество.
А в это время рабы давали клятву: не выпускать из рук оружия до тех пор, пока на их земле не останется ни одного захватчика. Они тоже пришли на пир, вооруженные луками, саблями, камнями.
Обезумев от страха, пировавшие бросились спасаться. Но грозные мстители настигали их везде - в селениях, в лесу, в горах.
Тысяче злодеев удалось скрыться в большой пещере на Чатыр-Даге. Но и там они не спаслись. Восставшие завалили вход в пещеру камнями и не выпустили оттуда ни одного живого человека. Так поработители понесли заслуженное наказание. И следа не осталось от них. Только в пещере на Чатыр-Даге - тысяча черепов.

С тех пор эту пещеру и назвали - Тысячеголовая.


Полезное
Мы в социальных сетях
Новые статьи